Вы найдете научную и популярную информацию по всем направлениям медицины,
сохранению и улучшению вашего здоровья и привлекательности.

Развитие психологической мысли в конце 18 - начале 19 вв.

17-01-2021

Середину и вторую половину XIX в. можно считать пе-риод становления психологии как самостоятельной науки. Под влиянием дарвинизма, учение о рефлексе, психофизиологии органов чувств, психофизики, исследований времени реакции и ассоциативных-цианизму появляются программы построения психологии как опыт-ной науки.

Наибольший успех имела программа, которую предложил В. Вундт (1832 - 1920). Он основал в 1879 г. первую в мире экспериментальную лабораторию в Лейпциге. Вокруг нее состоит большая интернациональная научная школа, образую-ются новые психологические лаборатории, кафедры, журналы, общества, а с 1899 г. проводятся международные психологические конгрессы.

По В. Вундтом, психология имеет своим предметом непосредственно-средний опыт субъекта, который может изучаться только пу-хом самонаблюдения, интроспекции. Согласно его мнению, сознание принципиально отличается от всего внешнего и материального, что определяет специфику психологии как науки. Опытная психология должна изучать сознание с помощью экспериментальных процедур физиологии, которые да-ют возможность расчленять непосредственной субъективный до-сви и реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Поэтому В. Вундт называл исследовательскую психо-логию физиологической психологией. Одним из учеников B. Вундта был М. М. Латте, который в 80-е годы прошлого века начал работать как психолог-экспериментатор в Одессе. В это же время начинает свою деятельность в Киевском университете /. О. Сикорский.

Программу развития психологии как учения о штенциональни акты сознания предложил Ф. Брентано (1838 - 1917). Для него исходным понятием стал акт сознания, т.е. функция сознания, проявляющаяся в его направленности на объект осознания. Акт состоит из: а) идеации, т.е. представление объекта в виде образа б) рассуждения об объекте как об истинном или неправильный в) эмоциональной оценки объекта как желаемого или отверженного. Учение Ф. Брентано значительной степени повлияло на западную психологию, обусловив появление гештальт, фрейдизма и т.д..

На рубеже XIX-XX вв. возникают такие области психолого-ской науки, как экспериментальная, дифференциальная, детская и педагогическая психология, зоопсихология, социальная и культурно-историческая психология, психотехника. Формируются новые школы и течения психологии, среди которых структурная школа Э. Титченера, Вюрцбургская школа О. Кюльпе, К. Марбе, К. Бюлера, О. Зельц, функционализм в американской психо-логии (В. Джемс, Дж. Дьюи, Г. Керр, Р. Вудвортс), бихевиоризм, гештальтпсихология, фрейдизм.

Так, структурная школа, по мнению ее основателя В. Вунд-и, считала главной задачей психологии экспериментальное изучение структуры сознания. Лидер структурной школы Э. Титченер выступал за объединение интроспекции с экспери-ментом и математикой, чтобы приблизить психологию к стандартам естественных наук. Психология должна, на его взгляд, доверять только специально тренированному самоспосте-нения, способному избегать ошибок обычного наблюдения ния, в частности ошибки стимула. Для описания психической «ма-терии» целесообразно выделять, образ и чувства и ощущения с присуще манными им качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью.


Другие статьи по теме:
 Исследование развития волевого поведения в онтогенезе
 Травматические поражения головного мозга
 Условия формирования будущего педагога
 Моральная и правовая регуляция поведения
 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ И КОНЦЕПЦИИ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

klub7v.ru 2018 Современная медицина