Вы найдете научную и популярную информацию по всем направлениям медицины,
сохранению и улучшению вашего здоровья и привлекательности.

Развитие психологической мысли в конце 18 - начале 19 вв.

19-07-2017

В XVIII в. вызревает учение о психике как функции мозга. Этому способствовали достижения Галлера и Прохажы в исследовании нервной системы. В первой половине XIX в. Бет и Мажанди изучали различия между чувствительными и ру-ховимы нервами. Было установлено, что во время раздражения конца чувственного нерва импульс передается через нервный центр, где перерабатывается на двигательный нерв и идет к мышцам. Эти данные подтвердили гипотезу о рефлексе. Возникло понятие о рефлекторную дугу, с помощью которого в то время пояс-нювалися простейшие формы двигательных реакций.

Выдающийся ученый И. М. Сеченов (1829-1905) в труде «Рефлексы головного мозга» утверждал, что «все акты сви-домога и бессознательной жизни по способу происхождения рефлексы». Акт сознания, по его мнению, тождественный по своему происхождению рефлекса. Любое психическое явление включает как рефлекс в свой состав воздействие внешнего раздражителя и двигательный ответ на него. Образы, представления, мысли есть, по И. М. Сеченова, отдельными моментами целостных психических процессов взаимодействия организма со средой. Мозговое звено рефлекса неправомерно отделять от его природно-начале (воздействия на органы чувств) и конца (движение в ответ). Рожденное в целостном рефлекторном акте психическое явление выступает как фактор, опережает действие, движение. Психические про-процессы выполняют функцию сигнала или регулятора, с помощью которого действие происходит в соответствии с условиями, из-изменяются, и достигается определенный результат.

Психика выступает как свойство, функция соответствующих отделов мозга, где собирается и перерабатывается информация о мире. В рефлекторный акт включаются знания, представлений-ния человека. Психические явления - это ответы мозга на зов-тые и внешние и внутренние раздражители.

Опираясь на учение о рефлексах, И. М. Сеченов разработал программу создания объективной психологии, которая должна базироваться на объективном методе наблюдения за эволюцией индивидуального поведения. Однако его рефлек-торно модель психики не была экспериментально доказана.

Рефлекторная линия понимания психики была продолжена уже в XX в. /. П. Павловым (1849 - 1936), который экспери-ментальное обосновал и разработал учение о двух сигнальных системах. По его мнению, животные руководствуются в своей пове-донце зрительными, слуховыми, обонятельными образами, слугу-ют для них сигналами определенных безусловных раздражителей. Вся психическая деятельность животных, формирование у них условных реф-лекс осуществляются на уровне первой сигнальной системы («первые сигналы").

У человека наряду с первой сигнальной системой функционирует вторая, основанный на слове. «Вторые сигналы» - это звуки устной речи, письменная речь, а также знаковые системы различного уровня обобщения и назначения, заметно расширяют и качественно меняют фонд условных рефлексов человека по сравнению с условными рефлексами животных. По до-мощью слова могут быть замещены «первые сигналы». Слово как «сигнал сигналов» предоставляет человеку принципиально новые возможности в развитии и функционировании психики, становится регулятором такого поведения и деятельности, которой нет у животных. Рефлекторное учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова оказало большое влияние на дальнейшее развитие психологических взглядов, способствовало возникновению новых научных течений.


Другие статьи по теме:
 Общение как обмен информацией
 Факторы тотальной психологической зависимости
 Бихевиоризм
 Понятие о воле, теории воли, развитие воли
 Духовные ценности в становлении личности педагога

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

klub7v.ru 2016 Современная медицина