Вы найдете научную и популярную информацию по всем направлениям медицины,
сохранению и улучшению вашего здоровья и привлекательности.

Развитие психологической мысли в конце 18 - начале 19 вв.

24-01-2024

Представители Вюрцбургской школы, экспериментально изучая процесс решения задач, главным объектом са-моспостереження считали не результат, а процесс, события, которые возникают в сознании. Такая реорганизация эксперимента привела к появлению новых психологических переменных: уста-новки (мотивационной переменной), который возникает во время вос-ния задачи; задачи (цели), от которого происходит детерминирующая тенденция; процесса как изменения поисковых операций; несенсорный компонентов в составе сознания ( умственных образов в отличие от чувственных).

В начале XX ст. образуется школа гештальтпсихо-логии, основателями которой стали М. Вертгаймер (1880 - 1944), В. Келер (1887 -1967), К. Коффка (1886 -1941). В процессе оригинальных экспериментов с изучением восприятия (у-феномены) и интеллекта они выяснили, что в составе сви-домости существуют целостные образы, которые не разлагаются на сенсорные элементы. Главным постулатом этой школы является по-положение о целостные структуры (гештальты) как первичные данные психологии, которые не могут быть выведены из их компонентов. Напротив, свойства частей определяются именно структу-рой, гештальтом. Последний функционирует по принципу лучшей организации (прегнантности), изомормизму (тождества между психическими и физическими гештальт). При решении задач главным фактором признавался «инсайт», т.е. явление внезапного охвата ситуации в целом.

Наиболее известной школой, сформировавшейся в Америке в конце XIX - начале XX вв., Стал бихевиоризм. Его основатели признавали предметом психологии не созна-мость, а поведение. Один из основателей бихевиоризма Э. Торн-дайка (1874 - 1949) использовал в экспериментах так называемый проблемный ящик. Он закрывал в нем животных, которые имели возможность выйти из него, только нажимая на специальные устройства. Поведение животного осуществлялась по следующей схеме-моему: а) исходный пункт - проблемная ситуация б) ор-ганизма противодействует ей как целое в) он активно действует в поисках выхода г) он учится упражнениям. По Э. Торндайком, интеллектуальных акт животных решает проблему активными действиями, а не созерцанием. Благодаря этому устанавливается наиболее более целесообразна координация действий и достигается адаптация к среде. Ученый сформулировал несколько законов «естественного отбора» полезных действий индивида - закон упражнений, закон готов-ности, закон ассоциативного сдвига, закон эффекта. Согласно закону эффекта детерминантами научшня не «попытки и ошибки» сами по себе, а полярные состояния организма, напри-мер «удовольствие - дискомфорт». Э. Торндайк расширил понятие психического, вывел его за пределы сознания в сферу взаимодействия со средой - через связь между ситуацией и реакцией.

Выдающийся бихевиористы Дж. Уотсон (1878 - 1958) за осно-ву своей экспериментальной программы принял Павловскую схему рефлексов и Бехтеревский реактология. Девизом бихевиоризма Дж. Уотсон объявил диаду «стимул-реакция». Поведение построена из секреторных "и мышечных реакций, детер-минированного внешними стимулами. В связи с этим он считал человека стимул реактивной машиной.

Дж. Уотсон распространил принцип обумовдення (условно-рефлекторной детерминации) на чувства и мышление. Так, мышление признавалось «навыком гортани», а его органом - не мозг, а именно гортань. Он выдвинул план переустройства общества на основе бихевиористской схемы, по которой, мани-пулюючы внешними раздражителями, можно «изготовить» человека с любыми константами поведения.


Другие статьи по теме:
 Условия формирования будущего педагога
 Профессиограмма ветеринарного врача
 Общение как обмен информацией
 Исследование развития волевого поведения в онтогенезе
 Факторы тотальной психологической зависимости

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

klub7v.ru 2018 Современная медицина