Вы найдете научную и популярную информацию по всем направлениям медицины,
сохранению и улучшению вашего здоровья и привлекательности.
ПИШИТЕ
Обратная связь для вопросов и предложенийФакторы тотальной психологической зависимости |
19-07-2024 |
В повседневной жизни человек все чаще сталкивается с таким явлением, как психологическая зависимость. Например, наркомания и алкоголизм уже стали «классическими» проблемами нашего общества. Бегство от реальности с помощью компьютерных игр, Интернета также набирает обороты. Все большее распространение получают нетрадиционные для нашего народа религиозные течиии и духовная практика, фанатичной преданности требует от своих служителей многоуровневый маркетинг.
Зависимость - один из базовых переживаний. Она занимает важное место в ее психической жизни.
В рамках психической нормы существует целый спектр форм зависимости - родителей и детей, супругов, членов команды в бизнесе или спорте, учеников и учителей. Однако когда психологическая зависимость достигает патологических границ - человек теряет способность критически мыслить, соотносить свою жизнь с ценностями одной авторитетной личности или группы, разрушает важнейшие для нее семейные и социальные связи и т.п..
В поисках ответа на вопрос, по каким причинам взрослый, образованный человек постепенно подвергается тотальной психологической зависимости, мы пришли к выводу, что возникновение этого явления обуславливают преимущественно следующие группы факторов:
· Факторы индивидуальности (ослаблено "Я");
· Факторы среды (информационное загрязнение);
· Факторы преднамеренного воздействия (деструктивный контроль сознания).
Рассмотрим подробнее условия индивидуального развития, которые могут привести к возникновению тотального психологической зависимости на разных этапах онтогенеза.
Психоаналитики считают, что главным в зависимой поведении является не импульс к саморазрушению, а дефицит адекватной интернализации родительских фигур и, как следствие, нарушение способности к самозащите [2, с. 18]. К. Хорни видит причины базисной тревоги у детей в прямом или косвенном подчинении, безразличия, неуверенной поведении, недостатке внимания к индивидуальным потребностям ребенка, неумелое их использования, унижение и т.д.. А главное - это ощущение ребенком скрытого лживости взрослых, тяжелого открытие, что любовь родителей, христианское милосердие, честность, благородство и т.п. могут быть мнимыми [9].
Экстремальными формами отношений родителей и детей является депривация и симбиоз. В одном случае родители игнорируют ребенка и лишают его своей любви, а в другом - подавляют своей опекой и чрезмерным контролем. По мнению С. Ильиной, как депривация, так и симбиоз не только крайне вредно влияют на образ "Я" и картину мира ребенка, но и создают психологическую базу, формируют особую перцептивную подготовку для различных видов вторжения - физиологического, сексуального, психологического [2] . Каждый раз, когда ребенок приносит в жертву свои важные потребности, чувства, представления в угоду ожиданиям, страхам или педагогическим принципам родителей - начинается психологическое насилие над ней [6].
Понятие о воле, теории воли, развитие воли
Условия формирования будущего педагога
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
Моральная и правовая регуляция поведения