Вы найдете научную и популярную информацию по всем направлениям медицины,
сохранению и улучшению вашего здоровья и привлекательности.

Исследование развития волевого поведения в онтогенезе

10-09-2024

Проблема развития волевого поведения в онтогенезе остается актуальной в современной психологической науке. Ее разработка позволяет раскрыть механизмы сознательной активности личности, направленная на взаимодействие с внешним миром и регуляцию своего поведения в нем. Выдающиеся ученые подчеркивают важное значение воли в период формирования личности ребенка, потому что ее психологические предпосылки включают развитие способности к овладению своим поведением и своими психическими процессами, внутренней саморегуляцией деятельности, преодолению препятствий в достижении цели, то есть механизмы волевого поведения . Таким образом, ими видзчаеться взаимосвязь становления свободы и формирование личности человека: личность в своем развитии проходит ряд возрастных периодов, в каждом из которых волевые процессы играют значительную роль.

Обзор ряда отечественных исследований, которые посвящены этой проблеме, позволяет условно выделить два периода в изучении стадий становления свободы в онтогенезе.

К первому периоду можно отнести исследования 60-70-х годов 20-го века, в которых основное внимание уделялось определению начальной стадии становления волевого поведения. Так, отдельные ученые начало развития воли видят в формировании произвольных движений младенца некоторые соотносят его с ранним возрастом, когда действия ребенка начинают опосередковуватися языке взрослого или относят его к дошкольного возраста, когда возникает первая иерархия мотивов, возможность действовать по образцом и действия ребенка принимают осознанный характер . Другие исследователи считают, что волевая регуляция начинается с младшего школьного возраста, когда ребенок становится способным сознательно выбирать цели своих действий и противостоять ситуативным мотивам, сознательно управлять своими познавательными процессами и деятельностью, в том числе и учебной .

Таким образом, при определении стадий развития свободы отечественные психологи опираются на три основных фактора: развитие речи, мотивации и формирования осознанности ребенком своего поведения.

Так, в связи с развитием речевой деятельности Боришевский М.И. выделяет две стадии становления свободы в онтогенезе, указывая как на значение внешнего речевого воздействия взрослого при формировании волевого поведения ребенка, так и на внутреннее осознанное регулирования ею средствами языка собственных действий. Автор считает, что первая стадия становления волевого поведения осуществляется под влиянием непосредственного внешнего контроля взрослого, который осуществляется вербально, и характеризует ее как стадию исполнительного самоконтроля, которая происходит у детей к моменту поступления в школу. Вторая стадия формирования воли, как относительно устойчивого качества, начинается с младшего школьного возраста и протекает одновременно по двум направлениям: выработка навыков осуществления самоконтроля и развития внутренних побуждений к постоянного контроля собственного поведения, опираясь на четкие указания взрослого.

По мнению же Лаужикас И.П. , первая стадия развития свободы зарождается еще до появления речи. На этой стадии дети могут совершать произвольные поступки, которые, однако, побуждаются мгновенными мотивами. Вторая - есть собственно волевой и возникает с появлением речи, в ее основе лежат поступки, которые совершает ребенок при осознании мотивов. В связи с этим, для формирования волевого поведения ребенка ученый предлагает использовать языковые выражения, которые необходимо включать в различные виды деятельности - игровую, трудовую, учебную.


Другие статьи по теме:
 Общение как обмен информацией
 Бихевиоризм
 Невропатия - общая характеристика
 Власть. Культура. Индивид
 Ведущие мотивы выполнения офицерами военных директивных документов

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

klub7v.ru 2018 Современная медицина