Вы найдете научную и популярную информацию по всем направлениям медицины,
сохранению и улучшению вашего здоровья и привлекательности.
ПИШИТЕ
Обратная связь для вопросов и предложенийИсследование развития волевого поведения в онтогенезе |
20-07-2024 |
Освещая результаты своих исследований, Мухина В.С. четко не выделяет стадии развития воли, но отмечает, что речь не сразу приобретает в поведении регулирующего значения: ребенок овладевает навыками словесного направления и регулирования собственной деятельности, используя те формы управления поведением, которые раньше к ней применяли взрослые, то есть становление волевого поведения зависит от формирования навыков речевого планирования и регуляции своей деятельности.
Таким образом, ученые отмечают связь процессов развития воли и речи, но в то же время остается практически не изученным взаимосвязь речевой и волевой деятельности в динамике их развития в онтогенезе.
Другое понимание стадий развития свободы в Баканова Е.Н. , которое основывается на том, что формирование волевого поведения связано со становлением мотивации деятельности и происходит в течение всей жизни человека. В связи с этим исследователь выделяет пять стадий становления свободы. Начальная - стадия произвольных движений - проявляется в детстве, когда осуществляемые движения связаны с приобретением сигналов условного значения. Их автор считает простейшей формой волевого акта. Вторая - стадия натуральной соподчинения мотивов - появляется у ребенка раннего возраста. Она предусматривает выбор детьми более важного мотива и содержание его в момент преодоления препятствий: ребенок может продолжать требовать игрушку, которая понравилась, даже если убрать ее из поля зрения или переключить внимание малыша на другой предмет. В возрасте 3-4 лет, как утверждает психолог, происходит переход от стадии натуральной соподчинения мотивов к третьей - стадии целеполагания, в которой побуждение «привязывается» к промежуточному результату деятельности. Процесс целеполагания возникает во время игры, потому что в ней впервые появляется цель и соподчинение мотивов, за счет чего достигается наибольшая сила волевой регуляции при преодолении трудностей. На четвертой стадии - целое-мотивационного контроля - побуждение к действию происходит через осознание мотивов и приведение их в связь со средствами и целью. Она проявляется начиная со старшего школьного возраста в связи с развитием способности осознавать мотивы своего поведения, то есть когда цель становится жизненной и возрастает значимость ее последствий, когда возникает необходимость в отчете за свои действия и поступки. И последняя - стадия «свободы воли» - предполагает осмысление всех связей выполняемой деятельности: правильную постановку целей, выбора средств для ее достижения и предвосхищение всех результатов при достижении цели.
В целом, автор утверждает, что охарактеризованные им стадии развития свободы представляют собой иерархическую единство, они опосредуются и трансформируются при переходе на более высокий уровень.
Исследования начала 90-х годов прошлого века составляют второй период разработки проблемы развития волевого поведения.
Например, Смирнова Е.О. рассматривает развитие свободы в раннем онтогенезе как единство становления собственных стремлений, желаний ребенка, их осознанности и устойчивости. Психолог выделяет пять этапов развития волевого поведения, считая, что они определяются специфическим для каждого возраста содержанием мотивов деятельности ребенка и формами опосредствования его поведения в совместной жизнедеятельности со взрослым. Как первый этап становления произвольности поведения автор рассматривает появлений первых движений младенца, направленных на предмет. На втором этапе мотивация поведения ребенка (после года) вызывается словом взрослого, который выступает как средство фиксации действия и овладения своим поведением, и которое имеет форму осмысленного выполнения инструкций взрослого.
Духовные ценности в становлении личности педагога
Факторы тотальной психологической зависимости
Ведущие мотивы выполнения офицерами военных директивных документов
Власть. Культура. Индивид