Вы найдете научную и популярную информацию по всем направлениям медицины,
сохранению и улучшению вашего здоровья и привлекательности.

Исследование развития волевого поведения в онтогенезе

25-01-2024

На третьем этапе волевые действия младшего дошкольника (3-4 года) опосредуются образом взрослого и игровой ролью. Следующий этап развития свободы Смирнова Е.О. связывает с формированием умений соотносить свое поведение с правилами у детей 4-5 лет. И только на последней стадии развития волевого поведения ребенок дошкольного возраста может самостоятельно осознавать и мотивировать свое поведение без участия взрослого. Исследователь делает вывод о том, что мотивация и осознанность выступают единым целым в становлении волевого поведения дошкольника. А для того, чтобы действие стало осознанной, она должна осуществляться в контексте значимых для ребенка мотивов, которые являются собственно ее, а не навязанные взрослым.

Именно осмысленность деятельности, осознание ребенком себя как субъекта деятельности выделяется как показатель развития свободы Кожариною Л.А. , которая описывает четыре стадии становления волевого поведения человека. Первая проявляется у детей младшего дошкольного возраста, и заключается в развитии умений осознавать правила поведения, ориентироваться на них, замечать свои и чужие их нарушение в различных ситуациях. На второй стадии, в среднем дошкольном возрасте, ребенок может понять ситуацию с помощью взрослого. Дошкольники этого возраста уже могут анализировать собственные действия, которые выполняют по инструкции или правилами, заданными взрослыми. На третий - в старшем дошкольном возрасте происходит самостоятельное осмысление ребенком ситуации и себя в ней. Формируется способность встать на позицию взрослого и оценить свое поведение или деятельность как бы с его точки зрения. До семи лет дети достигают четвертой стадии развития волевого поведения, на которой они способны обладать не только собой, а ситуацией в целом, полностью осознавать свое поведение и могут предвидеть результаты своей деятельности.

Особый интерес вызывает работа этого периода Шульги Т.И. , которая считает, что становление волевой регуляции поведения проходит ряд стадий, которые последовательно усложняются. Они на каждом возрастном этапе имеют специфические характеристики, а с развитием становятся более гибкими, помогая человеку адекватно управлять своим поведением. Автор описывает стадии развития свободы, соотнося их с этапами развития личности в онтогенезе. Первую стадию волевой регуляции поведения автор называет «праособистисною (или субъектной) произвольной регуляцией», которая позволяет ребенку учиться управлять (овладевать управлением) своей активностью, способствует формированию его волевых качеств в раннем и дошкольном возрасте. Вторая стадия - это «личностная произвольная саморегуляция», которая позволяет осознанно управлять собой, своими познавательными процессами, поведением на протяжении младшего школьного и подросткового возрастов периодов; проявляется в достижении самостоятельно поставленных целей, в преодолении препятствий и трудностей, в выработке собственных способов регулирования их поведения и т.д. . Третья - это стадия «личностного уровня произвольной регуляции», т.е. собственно волевой регуляции, которая характеризуется высокой зрелостью в овладении средствами достижения целей, саморегулирования деятельности и поведения в подростковом и старшем школьном возрасте. Следовательно, становление свободы в онтогенезе ученым понимается как прохождение ряда стадий, которые последовательно усложняются и связанные с возрастными этапами психического развития, между которыми сохраняется внутренняя преемственность, что позволяет рассматривать ее онтогенез как постепенный, развернутый во времени процесс, который характеризуется все более сложными формами поведения.

Таким образом, отечественные исследователи рассматривают развитие волевого поведения в онтогенезе как процесс, который проходит ряд стадий, которые постепенно усложняются. При их определении ученые опираются на определенный взаимосвязь особенностей сформированности волевого поведения, которая связана с развитием мотивационной сферы человека, с осознанием им своего поведения, с языковым процессом. Ими предлагается разное количество стадий в зависимости от понимания значимости того или иного взаимосвязи.


Другие статьи по теме:
 Травматические поражения головного мозга
 Моральная и правовая регуляция поведения
 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
 Понятие о воле, теории воли, развитие воли
 Школьная тревожность

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

klub7v.ru 2018 Современная медицина