Вы найдете научную и популярную информацию по всем направлениям медицины,
сохранению и улучшению вашего здоровья и привлекательности.

Власть. Культура. Индивид

20-01-2021

Религия, как специфический социальный институт, за тысячелетия своего существования выработала множество форм рационализации внутреннего, духовного и душевной жизни человека. Христианство унаследовало и рационально, на основе античной философии, освоило иррациональные технологии мифа и на тысячелетия предусмотрело много технологий социологии, психоанализа, социальной психологии, психодрамы, формирования человеческой субъективности. Именно религия разработала и внедрила в массовом масштабе множество эффективных социальных технологий, развивающих духовность и нравственность человека.

Поскольку все мировые религии можно рассматривать как культурно-исторические типы рациональности, формирование души и духовности человека, то человек, чтобы оставаться человеком, должен их освоить. Развитие человеческой субъективности неизбежно предполагает овладение духовными и моральными ценностями, технологиями, которые выработали мировые религии. Человеком индивид может стать лишь тогда, когда освоит все богатство культуры человечества. Поэтому все культурно-знаковые системы, в том числе и религия, должны быть включены в процесс социализации индивида, в процесс его саморазвития как свободной индивидуальности. Духовные, нравственные ценности религии должны занять свое место в духовной жизни современного человека.

Советская власть рассматривала религию как «опиум для народа". Поэтому ее было практически изъято из опыта подрастающего поколения. Церкви разрушили, священнослужителей постреляли. Систему благотворительности обрекли на забвение. Последствия такого тотального духовно-нравственного и культурного опустошения человека катастрофические. Обществу, всем его членам предстоит выполнить огром работы по восстановлению и развитию культурных и духовно-нравственных основ их жизни.

Приходится с сожалением констатировать, что нынешнее государство почти самоустранилось от процесса возрождения русской культуры. Более того - она ​​пытается переложить свой долг перед народом по возрождению духовности и культуры на плечи Церкви, которая активно участвует в этом процессе. Православная церковь - это мощный социальный институт. Она обладает разветвленной системой организаций и аппаратом, который можно сравнить с идеологическим отделом ЦК КПСС. Создается впечатление, что вместо возрождения философии как "квинтэссенции культуры и духовности" и возвращение его в семью, в среднюю и высшую школу, государство передало функции управления духовной жизнью общества Русской православной церкви - уже готовом идеологическом социальному институту. Это, возможно, и лучше, чем обречь процесс на самотек. Но возникает вопрос: почему лучшие умы человечества боролись против религии? И спасет нас вторая христианизация Руси? Главное, что из одной крайности - борьбы с религией, мы бросаемся в другую - вполне отдаем Церкви дело развития духовности подрастающих поколений.

Духовность - это результирующая деятельности человека по освоению всего богатства культуры, всех ее культурно-знаковых систем: мифа, религии, философии, права, нравственности, искусства, науки, спорта ... Как видим, религия ("философия рабов") играет в этом процессе особую, но не ведущую роль. Религия, особенно христианство, много сделала для формирования и развития "внутреннего человека", совести как механизма самопознания, самоконтроля, саморазвития и самосовершенствования человека. От истоков формирования этого "механизма" (совести) в этом процессе принимали участие и другие культурно-знаковые системы - нравственность, искусство, философия. И в ХХ веке этот механизм уже был "вмонтирован" в культуру человека, в ее социокод. Другое дело, что его, этот механизм, необходимо актуализировать за счет развития психологической культуры личности в семье и системе образования.


Другие статьи по теме:
 Моральная и правовая регуляция поведения
 Персоналистические направления современной психологической науки
 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ И КОНЦЕПЦИИ
 Условия формирования будущего педагога
 Власть. Культура. Индивид

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

klub7v.ru 2018 Современная медицина